ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ:
Rambler's Top100

Карта сайта

Почта

Правовые основы

О нас

Как нас найти

Наши технологии и оборудование

Услуги

Портфолио

Квалификация

Гостевая книга

Специальные предложения

Пресса о нас

Новости

Документация

Учебный центр

Опыт обучения

Защита брэнда

Научная деятельность

• «Зубоврачебный вестник»

• Статья в «ДентАрт» (Украина)

• ИКТ в стоматологии

• Аксиография

• Хирургическая пародонтология

• Отягощённый анамнез

• Безопасность

• Обеззараживание в ортопедии

• Комплексная реабилитация

• Роль пародонтолога

• Взаимодействие гигиениста с пародонтологом

• Роль гигиениста

• Междисциплинарное взаимодействие и инновации

• Лечение гранулёмы

• Пародонтология

Вакансии

20-21/02/2014

Матвеева Светлана Юрьевна

гигиенист стоматологический
лауреат всероссийского профессионального конкурса «Чемпионат стоматологического мастерства» в номинации «Инфекционный контроль» (СтАР, 2007)
серебряный призёр регионального чемпионата профессионального мастерства «Гигиенист стоматологический» (ПОГС, 2012)
ООО Стоматологический Центр «Дента-Люкс», г. Тверь

Роль гигиениста стоматологического в реализации программ профилактики стоматологических заболеваний

Самым распространенным стоматологическим недугом среди жителей нашей планеты является кариес. Кариес зубов известен человечеству с давних времён. Исследователей постоянно интересовала причина его возникновения. Выдвигалось множество теорий. Однако до настоящего времени точный механизм развития кариозного процесса до конца не изучен. В то же время, накопленные данные, особенно за последние годы, позволили выяснить ведущие причинные факторы, приводящие к возникновению кариеса зубов. А если известны причины развития, то должны быть ясны и пути профилактики столь широко распространённого заболевания.

Доказано, что профилактика стоматологических заболеваний является одним из эффективных методов, позволяющим снизить уровень распространенности основных стоматологических заболеваний. Во всех развитых странах мира профилактическая работа осуществляется силами специального персонала со средним медицинским образованием – гигиенист стоматологический. В странах, где осуществляются программы профилактики, стоматологическая заболеваемость снизилась в 2-4 раза, и дети в возрасте 12 лет имеют индекс КПУ, не превышающий 1,0-2,0. Однако в России с переходом на рыночные отношения реализация профилактических программ, полностью зависящих от государственного финансирования, оказалось невозможной.

Действенным путём улучшения сложившейся ситуации в распространённости и интенсивности стоматологических заболеваний является проведение эффективных профилактических программ. И основным звеном в подготовке и реализации программ профилактики является новый специалист – гигиенист стоматологический, квалификация которого утверждена в России приказом Министерства здравоохранения №33 от 06.02.2001 года «О введении специальности “Стоматология профилактическая”».


Стендовый доклад Светланы Юрьевны Матвеевой на конференции в ТГМА, посвящённой В.И. Гаврилову.


Таким образом, согласована и утверждена документальная основа профессии, и дальнейшее развитие специальности зависит от понимания и осознания стоматологами и руководителями стоматологической службы роли и места гигиениста в структуре стоматологической помощи населению России.

Одной из основных проблем эффективности стоматологической помощи населению является недостаточное внимание (в силу их загруженности и специфики деятельности) врачей-стоматологов к проведению профилактических мероприятий, недоступность профилактической помощи значительной части населения. В осуществлении профилактических мероприятий, между тем, всё большая роль отводится гигиенисту, который становится незаменимым специалистом в современной стоматологии. Благодаря эффективному сотрудничеству с пациентом за счёт постоянного диалога и мониторинга, фигура гигиениста стоматологического становится всё более важной в современных стоматологических клиниках всего мира.

Задача гигиениста стоматологического – просвещение населения, воспитание пациентов, пропаганда здорового образа жизни, обеспечение и поддержание здоровья полости рта. Гигиенисты выполняют очень важные функции: мотивация пациентов, инструктаж по правилам гигиены, подбор средств и методов гигиены, профессиональная гигиена, нехирургическое лечение болезней пародонта, лечение повышенной чувствительности зубов, организация и осуществление процедур поддерживающей терапии. Приём стоматологического пациента должен начинаться с посещения гигиениста и обучения его гигиене полости рта и заканчиваться контролем качества гигиенических процедур.

Гигиена полости рта является важным, можно сказать ведущим фактором предупреждения стоматологических заболеваний. Недооценка или игнорирование её значения в общем комплексе профилактических мер зачастую сводит на нет те лечебные и оздоровительные мероприятия, которые проводят органы здравоохранения. О важности неуклонного соблюдения гигиенических навыков должны знать все – взрослые и дети, врачи и пациенты, педагоги и учащиеся. Гигиеническое воспитание является важнейшим из всех известных направлений профилактики в стоматологии и включает 2 раздела: санитарно-просветительную работу и обучение методам гигиены полости рта.

Санитарное просвещение, согласно ВОЗ - это базовый метод профилактики, состоящий из распространения медицинских и гигиенических знаний, а также воспитания у широких масс населения гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления их здоровья и повышения санитарной культуры. По видам и организационным формам санитарно-просветительная работа подразделяется на массовую, групповую, индивидуальную и целевую. Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие с обучаемыми. Наиболее эффективными формами санитарно-просветительной работы являются лекции, выступления, уроки, беседы, которые должны быть дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. К пассивным методам относятся издание научно-популярной литературы, статей, информационных листовок, памяток, плакатов, проведение выставок и т.п.

Особого подхода требует такая работа с детьми. Поскольку ранний детский или рожковый кариес возникает как прямое следствие образа жизни семьи, главным направлением первичной профилактики кариеса должно быть санитарное просвещение родителей, повышение уровня их санитарной культуры и мотивации к самопомощи.

Семья должна получать соответствующую стоматологическую помощь, информацию и мотивацию на стоматологическом приеме, на занятиях для беременных в женских консультациях, в школах молодых матерей при детских поликлиниках, в процессе педиатрического наблюдения за детьми первых лет жизни и, наконец, из средств массовой информации. Лучшими учителями профилактики раннего детского кариеса являются стоматологи, гигиенисты и педиатры, педагогический коллектив, родители и сами дети.

С учётом опыта в санитарно-просветительной работе наших коллег из других городов в рамках стоматологического холдинга «Дента-Люкс», в котором я с удовольствием работаю в должности гигиениста стоматологического, нами было разработано и внедрено гигиеническое обучение детей разных возрастных групп. Уроки профессиональной гигиены мы проводим для детей разных возрастных периодов – дошкольного (вместе с родителями), младшего школьного, а также среднего и старшего возраста. Особое внимание мы уделяем лицам с активным кариесом и заболеваниями пародонта.

Обучение гигиеническим процедурам включает:

• Определение стоматологического и гигиенического статуса. При этом мы обращаем внимание на наличие окрашенного зубного налёта, его локализацию, количество;

• Проверку техники чистки зубов. Обследуемый приносит из дома зубную щётку, которой он пользуется, для оценки степени её пригодности. Если щётка не соответствует требованиям, гигиенист подбирает другую;

• Демонстрацию и коррекцию техники чистки зубов. На модели, с помощью большой зубной щетки, а затем и в полости рта мы демонстрируем приёмы очищения окрашенных участков;

• Контроль эффективности улучшенной техники чистки зубов. Для этого снова окрашиваются диагностическим раствором поверхности зубов, демонстрируются неокрашенные поверхности;

• Устранение минерализованного зубного налёта (зубного камня). Проводится аппаратным и инструментальным методом;

• Выявление очагов деминерализации. Активность очаговой деминерализации определяется путём окрашивания их 2% водным раствором метиленового синего или методом электрометрии зубов.

В связи со значительным объёмом работы, в целях повышения её эффективности, мы решили шире проводить санитарную пропаганду: проводить уроки профессиональной гигиены «Красивая улыбка» в небольших детских группах.

Уроки состоят из вступления, главной части и заключения. Вступление включает сообщение о названии темы и состоит в форме поиска ответов на вопросы. Например: что такое зубы, сколько зубов у человека, какая роль отводится каждому зубу и т.п. Главная часть выступления гигиениста раскрывает тему беседы «Способы и средства гигиены полости рта». Затем мы проводим просмотр тематического мультфильма, демонстрацию правильной техники чистки зубов, закрепление полученных навыков в виде самостоятельной работы под контролем гигиениста, самостоятельное рисование детьми зубной щёткой с техническими движениями щётки в ротовой полости. Последняя часть выступления гигиениста – заключение. В нём проводится подведение итогов всего выступления в виде основной идеи с целью закрепления сказанного, усиления впечатления, вызова готовности к определённым действиям и поступкам. Каждому участнику вручается диплом «Семейный эксперт по гигиене полости рта», памятные и полезные подарки.

Следует отметить, однако, что наряду с некоторыми успехами в решении проблемы гигиены полости рта, ещё есть много нерешённых вопросов. Гигиенистам стоматологическим следует активно добиваться сознательного отношения населения к гигиеническим мероприятиям как к необходимому элементу здорового образа жизни в каждой семье, каждом коллективе. Нужна всемерная активная поддержка организаторов здравоохранения, как в профессиональном кругу, так и среди населения в целом специалистов этой молодой специальности, широкая популяризация имиджа гигиениста стоматологического, его не только профессиональной, но и общественной значимости. При хорошей и правильной организации этой работы можно будет рассчитывать на существенное расширение охвата населения профилактическими гигиеническими мероприятиями, что приведёт к столь желанному и необходимому предупреждению стоматологических заболеваний.


Научная конференция стоматологов
«Современные проблемы стоматологии и пути их решения»,
посвящённая столетию заслуженного деятеля науки профессора Е.И. Гаврилова.
Тверская Государственная Медицинская Академия
20-21 февраля 2014 года
Стендовый доклад

Статистика Наверх
Имеются противопоказания к применению и использованию, необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов

© Дизайн - Дмитрий Мологин, 2004 & © Программирование - Игорь Шиповский, 2004 - 2011