Вторая передача серии «Безопасность стоматологической услуги»
Константин Гончаров, журналист телеканала «РЕН - Пилот»: Мы продолжаем серию сюжетов, посвященных безопасности стоматологического лечения. И сегодня поговорим о таком распространенном явлении, как обморок в стоматологическом кресле. О том, как должна быть организована работа стоматологического кресла, чтобы не только быстро вывести человека из обморока, но и не допустить этого состояния.
Изначально в группе риска находятся пациенты в возрасте, гипер- и гипотоники, невротизированные личности, а также люди, ослабленные какой-либо болезнью. Вот почему перед приемом врач должен выяснить текущее состояние общего здоровья пациента.
Дроздова Анна Георгиевна, стоматолог-пародонтолог, главный врач клиники «Дента-Люкс»: Для обеспечения безопасности на приёме пациенты заполняют подробную документацию, в состав которой входит и анкета, включающая вопросы по состоянию здоровья. Полученная информация позволяет предотвратить возникновение неотложных состояний на приёме, в том числе и таких распространённых, как обморок.
К.Г.: Уже из самого происхождения обморока ясно, что его профилактикой является устранение психоэмоционального напряжения. Бороться с приступами страха не просто, но возможно. Для этого нужно сделать всё, чтобы снять у пациента напряжение, обеспечить ему комфорт и спокойствие. На медицинском языке это формулируется как «обеспечение лечебно-охранительного режима в лечебном учреждении».
Безвестный Георгий Владимирович, к.м.н., директор стоматологической клиники «Дента-Люкс»: В лечебном учреждении должно быть свежо, чисто, комфортно и уютно. Персонал лечебного учреждения должен быть не только квалифицированным, но и приветливым, добрым, располагающим к себе, внимательным и заботливым. Для отдыха и ожидания приёма для пациентов должны быть организованы релаксационные музыкальные и видео- программы, журналы различного толка, подобранные сообразно возрасту и вкусам пациентов.
К.Г.: Общение персонала с пациентами должно быть неспешным, уважительным, максимально информативным. Оказавшись в такой обстановке, пациент расслабляется и чувствует себя комфортно. К человеку приходит уверенность, что здесь его не обидят, всегда помогут и поддержат, страх постепенно уходит и человек раскрепощается. Между пациентом и врачом возникает то самое дорогое, за что так медики борются - доверие.
Если же страх всё же взял своё и возникло неотложное состояние, медики должны немедленно оказать помощь пациенту.
Вагнер Владимир Давыдович, профессор, Президент Стоматологической Ассоциации России (СтАР): Специалисты должны пройти обучение, минимум 6 часов, проучиться специально приёмам оказания помощи при неотложных состояниях. Мы утвердили состав аптечки. Тот вопрос, на который я обращаю внимание, будучи в клиниках государственных, частных - это я всегда смотрю, есть ли аптечки, спрашиваю у врачей: а вот если случится с больным обморок, шок, вы можете помочь? К сожалению, не всегда я удовлетворён тем, как мне отвечают.
К.Г.: К сожалению, далеко не везде проблеме безопасности стоматологического приема уделяют должное внимание, но есть и клиники, в которых учитываются все рекомендации Стоматологической ассоциации.
Осипов Анатолий Петрович, стоматолог-хирург, челюстно-лицевой хирург, доцент: Врач знает, какие мероприятия он должен выполнять при каждом виде неотложных ситуаций. Медсёстры, которые работают в наших кабинетах, способны оказать необходимую лекарственную помощь в плане инъекций, внутривенных вливаний. Администраторы снабжены текстами, которые они могут сообщить на станции «скорой помощи».
Румянцев Николай Николаевич, руководитель Отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности и контроля качества оказания медицинской помощи Департамента здравоохранения Тверской области: Знание алгоритма, умение и правильное поведение в этом случае - это во многом гарантия, что человек останется жив. Я согласен, что таких случаев - это не через раз, это редкость, но жизнь человеческая настолько дорога! Одного случая будет достаточно, чтобы понять цену всему этому.
К.Г.: Итак, чтобы быть уверенным в безопасности стоматологической услуги, пациенту следует обратить внимание на все факторы, о которых мы сейчас говорили: насколько комфортны залы ожидания и кабинеты клиники, насколько заботлив персонал, справился ли врач о состоянии здоровья, перенесённых болезнях, самочувствии, лежит ли у него на столике Ваша анкета здоровья, есть ли в клинике аптечка экстренной помощи (она должна быть в каждом кабинете на самом доступном месте).
Если всё это в Вашей клинике присутствует - можете садиться в стоматологическое кресло смело. Если же Вы заметили что-то неладное, то надо задуматься о своём выборе.
И последнее. Если Вы не смогли полностью посмотреть наш сюжет или предыдущий выпуск нашей передачи - не расстраивайтесь. Все программы о безопасности стоматологической услуги выкладываются в сети Интернет. Посмотреть их очень просто. Ну а в следующем выпуске нашей передачи мы поговорим об особенностях стоматологического приёма пациентов, страдающих аллергией.
На этом наша программа подошла к концу. До свиданья и будьте здоровы!
Cюжет телевизионной передачи «Будьте здоровы». Смотрите эту передачу в эфире телеканала «РЕН - Пилот» в понедельник, 29 марта, в 12:40; в пятницу, 2 апреля, в 07:00; в субботу, 3 апреля, в 12:45.